МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ МЕДИЦИНСКИХ ТЕОРИЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ ПОЛА
(автор статьи Северина Дановна Колдман - кандидат исторических наук, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Р.И. Пирогова)
"Тема пола будущего ребенка представляла немалый интерес в России в XIX - начале ХХ веков. Научные медицинские труды, опубликованные в указанный период, демонстрируют отсутствие однозначных достоверных сведений по данному вопросу. В то же время существовали народные поверья и приметы, прямо или косвенно объясняющие принципы дифференцировки пола.
Наиболее ранняя книга, на которую опирались акушеры, - сочинение Альберта (Альбертуса). Данная рукопись была переведена на русский язык в числе первых медицинских книг, что свидетельствует о ее популярности. Она состояла из 3 сочинений (Книга таинств женских; Книга таинственная Альберта Великого о силах трав, камени и животных неких; Книга Михаила Скота о естественной науке и тайнах природы) и представляла собой популярную энциклопедию, «отдающую средневековой астрологией».
В VIII главе данного труда отдельное внимание уделено теме «О знамениях отрок или отроковица есть во чреве». Интересно, что Михаил Алексеевич Колосов, случайно обнаруживший ее и сделавший обзор содержания, признается, что на весенней сессии Акушерско-гинекологического общества в 1926 г. обсуждался тот же вопрос, и участники «увы, не разрешили его, также как не могли разрешить в XII веке и раньше». М.А.Колосов ностальгирует: «И когда теперь в ХХ столетии вам приходится выслушивать рассказы о всевозможных приметах и сталкиваться со всевозможными суеверными предрассудками, невольно кажется, что где-то в глубинах народных еще сохраняется память об этих мудреных старых книгах, своим содержанием уносящих нас к колыбели современной культуры». То же подтвердил 70 лет назад сотрудник журнала «Министерства Народного Просвещения», специализирующийся на естествознании, астрономии и оккультных науках, М.С.Хотинский, заявив, что «чудодейственные творения» Альберта читались «с жадностью» и применялись на практике.
При ближайшем рассмотрении медицинских текстов становится очевидным наследие гуморальной теории, например, убеждения об участии в полообразовании «эфирной жидкости» и «соков женщины». Данная тема также имела отражение в медицинских взглядах XVII века на тему женской крови. А именно, «влажность» женщины и то обстоятельство, что у молодых девушек месячные идут каждый месяц, а у старух они меньше или отсутствуют вовсе, поскольку те «иссыхают». При этом дается такое объяснение цикла в подростковом возрасте: «Творец полагает, что в 12, 13 и 14 лет теплота добре изнуряет влажность пищную». Слово «изнурять», вероятно, следует воспринимать как обозначение процесса деформации, распада, что подразумевает наибольшую активность молодого женского тела и регулярность менструального цикла, а также може намекать на выгодность, присущую молодому организму, в вынашивании плода.
По мнению специалистов того времени , в полообразовании участвовали следующие части тела будущей матери: яичники, бока, живот, грудь, а также ноги, точнее их положение во время совокупления. Существовали рекомендации для мужей следующего характера: «Не ложись с бабой с левого бока, чтобы не родилась девочка».
Тема правого-левого нашла свое отражение в традициях угадывания пола будущего ребенка. Внешность женщины и ее поведение также являлись индикаторами определения пола будущего ребенка. Так, домочадцы могли посадить женщину на пол и предложить ей встать на ноги самостоятельно. Если она вставая опиралась на правую сторону, значит у нее будет мальчик, а если на левую - девочка.
Доктор О. Браун уже в 1858 г. называет это положение о правой и левой стороне ложным и в то же время утверждает, что причины образовании того или иного пола у ребенка нужно искать не в телесном, а в духовном русле.
Стойкость народных представлений сохранялась в начале ХХ века и была отмечена земскими врачами: «Иногда бабкам приходится заниматься угадыванием пола будущего ребенка <. > если живот заострен, т. е. несколько конусообразный, то родится мальчик; если же живот плоский или очень растянутый в поперечном направлении, то родится девочка». Про «вострое брюхо» и правую сторону также упоминает Н.П.Сокольников, посвятивший свое исследование изучению быта и мировоззрения чукчей; впрочем, он отмечает, что не все «бабки» придерживаются того же мнения.
То же в Сборнике сведений о быте крестьян, зафиксированном этнографами в 1890 г. В более раннем сочинении Альберта утверждалось противоположное представление: «живот вправо и круглый, то это знамение мальчика». Однако сохраняется положение о правой стороне.
В сочинениях Альберта помимо сторон описываются еще 5 знамений «отрок или отроковица есть во чреве». Например, если у женщины румянец на щеках, то будет мальчик. Или же: если насыпать соль на соски беременной и соль растает от тепла, то у нее будет сын, что, вероятно, связано с понятием тепла как атрибуте маскулинности и холода - феминности.
В целом, что касается женской груди: если «молоко густое и добре исходительное», то родится мальчик. Также мужской пол будущего ребенка помогает выявить сравнение грудей на предмет в какой из них больше молока. Предпочтение снова отдается правой стороне.
Очевидна сохранность стереотипа, что решающее влияние на пол будущего ребенка оказывает женщина, а именно, одна из сторон ее тела.
К 1900 г. некоторыми врачами допускается влияние отца на пол будущего ребенка, которое объяснялось следующим образом: «он должен пробудить в женском организме изменение зародыша». А именно, приложив усилия и крепость мужского организма, физическую силу, которые оказывали прямое влияние на полообразование, т. е. «сильный баран - ягнята мужского пола, ослабевший баран - женского».
То же находим в труде доктора О.Брауна, который ссылается на Вирея, утверждавшего, что в случае соития сильного мужчины со слабой женщиной родится мальчик, а если мужчина престарелый или молодой, но подверженный распутству, он будет производить только девочек. Впрочем, сам доктор О.Браун сомневается в достоверности данного тезиса и свое мнение озвучивает с опаской, полагая, что читатель не поймет его пространных объяснений. Так, он считает, что мальчики и девочки образуются не из чего иного как из «силы воли», а именно, из ее (силы воли) власти над материей.
Доктор А.Дебэ придерживается схожего мнения: если в половом акте преобладает влияние женщины, то оплодотворение будет ребенком женского пола, если влияние мужчины - мужского. Что подразумевается под «влиянием» (активность во время полового акта, физическое преобладание, интенсивность желания), доктор не уточняет. Зато он рекомендует мужчинам во время совокупления «сосредоточить все свои помыслы» на том поле будущего ребенка, который желает; женщина же должна вести себя во время полового акта «спокойно» и тоже думать только о зачатии существа мужского пола. Тема зачатия ребенка женского пола не рассматривается.
Помимо этого существовала теория «перекрестной передачи пола»: от более сильного производителя к слабому, когда крепкий родитель рождает ребенка противоположного себе пола, что противоречит предыдущим представлениям.
При этом важно учитывать такие характеристики, как вес тела будущего отца, который если значительно превышает норму и характеризует человека «жирным», то в таком случае рождаются девочки. Так, сухие и нервные мужчины становятся отцами мальчиков, потому что их мужественность «более развита». Аналогичный тезис касается и женщин. Однако в процессе угадывания пола вес считывается диаметрально: «если же женщина худеет лицом, то родит мальчика, а не худеет, то девочку».
Также связывали полообразование с условиями проживания и качеством продуктов, употребляемых матерью, а именно, с их стоимостью как эквивалентом качества. Благоприятные условия проживания беременной приводили к рождению девочек.
В XIX - начале ХХ веков учитывали разницу лет родителей и климатические условия: «на севере родится больше мальчиков, чем на юге», что противоречит таким понятиям, как мужское-теплое и женское-холодное, описанным ранее.
Немаловажным считалось эмоциональное поведение женщины, а именно: «когда беременную женщину спросить, кого она родит, сына или дочь, то если она засмеется, родится девочка, если рассердится, то мальчик». В данном случае прослеживается половой дипсихизм.
В поисках достоверных объяснений дифференцировки пола доктора обращались к аналогичным механизмам в природе: «Птицы же несут по 2 яйца, с женским и мужским зародышем <...> то же у женщины <.. > каждый месяц созревает одно яйцо. в следующий же месяц яйцо будет женского пола и т. д.».
Опыты с искусственным оплодотворением лягушек принесли следующий результат - 95 % самок. Разумеется, автор описанного эксперимента еще не имел представления о хромосомном наборе самца, семенем которого проводили оплодотворение. В качестве возможной причины такого результата высказывалось предположение о «худших условиях» и «плохом питании». В другой части описания приводится противоположное мнение, что при плохом питании среди рождаемого скота будут преобладать самцы. Стоит отметить, что в данном тезисе присутствует идея физической выносливости как одной из характеристик маскулинности.
Также приводились самые выдающиеся взгляды: если яйцо вполне созрело, то можно ожидать, что после оплодотворения оно разовьется в зародыш мужского пола. При недостаточном половом созревании яйца из него не может развиться наиболее сильный и совершенный представитель - самец, а только самка. Понятия «полного», «зрелого», «мужского» противопоставляются таким терминам, как «незрелый», «слабый», «женский». Здесь наиболее очевидно влияние на медицинские взгляды стереотипов о гендерной стратификации, о доминировании мужского пола над женским.
Все маскулинные характеристики обладают положительными коннотациями, и лишь единожды упоминается увеличение количества рождения мальчиков как следствие содержание их матерей в неблагоприятных условиях. Однако в примере с искусственным оплодотворением лягушек, давших в результате эксперимента 95 % самок, этот тезис дискредитирован предположением о плохом содержании и питании подопытных.
Тем не менее отцы не лишались возможности влияния на пол потомка, им вменялись различного рода рекомендации.
Среди факторов, влияющих на половую дифференцировку, упоминается версия «об излишестве» полового семени мужчины. Расход спермы на любовниц означает рождение у последних здоровых и, главное, красивых детей, в то время как законным женам остаются «выжимки тщедушные». Именно наличие законного брака гарантирует физические и нравственные преимущества детям, что в свою очередь напрямую связано с отсутствием стыда и страха, а также наличием уважения у родителей со стороны общества. Если же мужчина и женщина не уверены в себе, что-то скрывают, то их дети никогда не станут красивыми существами.
Тему «чудесности» и значимости мужского семени отметил в середине XIX века доктор О.Браун, который считал, что раз организм так мало выделяет спермы и добыть ее не так-то просто, то она является «самым совершеннейшим и самым бережным продуктом человеческого тела». А значит, семя нельзя тратить безрассудно, в противном случае можно получить наказание в виде некоего «большого вреда». Доктор О.Браун подводит свою мысль к тому, что у тех, кто поддается чрезмерному сладострастию и каждый день тратит сперму, здоровье и сама жизнь находятся в большой опасности. Причина этого кроется в большом количестве нервных окончаний, находящихся в половых органах, и, в частности, в половом члене. Сам процесс эякуляции, по мнению специалистов того времени, схож с приступом эпилепсии, а значит, частые занятия сексом неизменно приведут к больничному ложу.
Теория расточительства семени применима и к каллипедии и к мелантропогенции. Если первый термин известен как «искусство рождать красивых детей», то во втором случае термин «мелантропогенция» не имеет современных определений, будучи забытым, но представлял определенный интерес в XIX веке как искусство производить великих людей. С этим связаны такие поверья, как то: беременной желательно смотреть на статую Амура или на портрет прекрасного Язона.
В целом, философия расточительства репродуктивных сил организма как на беспорядочные связи, так и на онанизм заключается в том, что человек, будучи особью неделимою, во время полового акта «отдает часть своей жизни для возжигания новой»; соответственно, если не давать телу и разуму восстановиться после такой потери, то в итоге жизнь покинет человека.
Что касается биохимических представлений, здесь сохранялись средневековые методы диагностирования состояния пациента методом пробы мочи. Так, сахар в моче беременной оказывал влияние и на половую дифференциацию ее будущего ребенка: если моча не обладает сладким вкусом, то родится мальчик.
Также существовали приемы планирования пола будущего потомства. Нужно было дать послед родившегося ребенка собаке: если женщина следующим ребенком хочет мальчика - то послед доставался кобелю, если хочет девочку - суке. Этот способ рассказан старой еврейской акушеркой.
Особый интерес представляет обращение врачей к статистике родильных домов, на основании которой делались выводы о влиянии религиозных взглядов на деторождение. Акушеры старались выявить и подтвердить тезис, что принадлежность к определенной нации, исполнение характерных для нее ритуальных традиций оказывало непосредственное влияние на дифференцировку пола их потомков.
Сравнение репродуктивных свойств еврейских и русских женщин проводили доктора В.С.Перлис, М.Н.Паргамин, С.С. Вермель. В их трудах проводился анализ менструальных циклов у евреек и неевреек, регламент на совокупления в иудаизме, количество родов, количество выживших детей, а главное - количество рожденных детей мужского пола. «Если различные условия жизни евреев и христиан в половом отношении имеют в окончательном результате увеличение у евреев числа мужских рождений над женскими, то разумеется, что и все половые функции женского организма еврейки (или время наступления месячного очищения, его продолжительности и т. п.) с большей вероятностью отличаются от тех же функций христианки». Результаты подобных наблюдений объединялись в такое понятие, как «особенность еврейской рождаемости».
Подтверждение своим гипотезам медики ищут в текстах книг священного писания: «Древние талмудисты объясняли себе, что пол ребенка зависит от того, кто из обоих родителей крепче и страстнее; причем предполагалось, что если здоровее отец, то рождается мальчик, а если здоровее мать, то образуется плод женского пола». Аналогичный тезис существует и в христианском обществе и был рассмотрен выше. Можно утверждать, что врачи опирались на существующие мифологические стереотипы, бытовавшие в народе.
Иудейский регламент на совокупления, по мнению врачей, обеспечивал производство спермы «первой категории», т.е. выдержанного семени, обладающего большей густотой, сильного, способного к зарождению мальчиков. При этом наличие 4 постов в христианской религии, а также постные дни каждые среду и пятницу (за исключением праздничных дней) не оказывают такого влияния на семя христианина. Также это относится к женщинам, которые согласно одному «чрезвычайно разумному правилу Моисеева законодательства» не должны совокупляться в начале, во время и в течение 8 дней после менструации. Аналогичный довод находится в издании сочинения доктора А. Дебэ, бестселлере, проданном тиражом в 1 млн экземпляров. Снова подчеркивается рождение мальчика как наиболее желанное, причем доктора используют слова «должна», «не должна», это «разумно» и прочее.
В труде В.С.Одляницкого-Почобут, рассматривающего смертность грудных детей, в том числе приводится статистка по конфессиям. Согласно его данным, самая низкая детская смертность сохраняется у евреев, в то время как у православных - самая высокая, на втором месте протестанты, на третьем - католики, а также нулевые показатели смертей от оспы у евреев, от врожденного сифилиса и др. Данную статистику связывают с нравственным поведением евреев, которое, как было описано выше, также влияет на дифференцировку пола у потомства."